Полезно знать
Как заставить ребенка учиться?
+
Заставлять ли ребенка учиться? Подобный вопрос задает себе большинство родителей. Необходимо осваивать новый материал, совершенствовать навыки, но не всегда процесс идет гладко и так, как родителям хотелось бы.

Но что же делать?

В первую очередь, необходимо создать для ребенка правильную мотивацию, ведь его заинтересованность играет важнейшую роль в обучении. По мнению психологов, материал, усвоенный "по принуждению", сохраняется в памяти до тех пор, пока есть условия, заставляющие этот материал помнить. Другими словами, ребенок забывает заученное вскоре после написания контрольной, получения положительной оценки, перехода к другой теме и.т.д. Важно сделать обучение не только максимально насыщенным, но и интересным для ребенка.

Все мы прекрасно помним, что наиболее легко нам давались те школьные предметы, которые увлекали нас по тем, или иным причинам. Кому-то нравился учитель, на что-то обратили внимание родители, кто-то нашел захватывающую книгу – главное, стало интересно. Мы проносим эти знания через годы, а предметы, изучаемые "из-под палки" с радостью забываем, переступив порог школы.


Способность и желание усваивать новую информацию заложены в нас от природы. В раннем возрасте ребенок осваивает потрясающие воображение вещи: учится взаимодействовать с окружающим миром, ходить, говорить, позже – читать и писать. Из-за чего же "почемучка" превращается в "нехочуху"? Что делать родителю и преподавателю, чтобы этого избежать?

Во-первых, не спешите давать ребенку планшет, или включать мультик. На ранних стадиях развития ребенка наибольшую роль играют сенсорные (чувственные) и моторные навыки. Играя с планшетом, ребенок задействует лишь слух и зрение. А как же остальное? Ему необходимо задействовать осязание, обоняние, вкус, крупную и мелкую моторику. Ведь малыш сминает, ударяет, разламывает, пробует на вкус все, что попадется под руку, не для того, чтобы досадить родителям.

Во-вторых, не забывайте о личном примере. Бесполезно убеждать ребенка в том, что читать интересно, если в доме нет книг или что физические нагрузки необходимы и полезны, если мама и папа поднимаются домой на второй этаж на лифте. Покажите собственную увлеченность, помогая школьнику с домашним заданием, подключайте воображение и смекалку. Проблемы с английским? Слушайте песни, смотрите мультики. Едете в отпуск за границу? Вовлекайте ребенка в общение на языке. Вы сами не знаете языка? Учите его вместе!


И, наконец, старайтесь избегать излишнего давления. Ведь создать стойкую неприязнь к обучению очень легко. Постарайтесь отмечать малейшие успехи ребенка, не забывайте хвалить за хорошие оценки, даже если это шестая пятерка за неделю. Не требуйте мгновенного результата. Плохая оценка – не конец света, и в не меньшей степени ваша вина.
Мы не ответили на вопрос "как заставить ребенка учиться", но искренне надеемся, что вам не придется его задавать.

Специалист Семейного клуба «Развивашкин»
Ионова Виктория

Коммуникативная методика в изучении иностранного языка.
+
Изучение иностранного языка, в частности, английского, все больше становится необходимостью в современной жизни. Об этом свидетельствует и то, что экзамен по иностранному языку скоро станет обязательным для всех выпускников школ, и то, что практически в каждой школе вводится дополнительный кружок по изучению языка и увеличение числа лингвистических центров, клубов и студий. В связи с этим мы все чаще слышим словосочетание «коммуникативный метод» или «коммуникативная методика», однако смысл этого словосочетания понятен далеко не всем, иногда, к сожалению, даже самим провайдерам данной услуги. Что это - просто модное западное слово или насущная необходимость? В данной статье мы постараемся разобраться с этим понятием.

О том, что в изучении иностранного языка необходимо сфокусировать внимание на формировании и развитии способности общаться, заговорили еще в 60-х годах прошлого века. Был проведен целый ряд исследований, результатом которых явилась разработка пороговых уровней овладения иностранным языком. Это заложило основы формирования системы коммуникативного подхода. Тогда в 80-90-х 20 века это был радикальный шаг вперед, в то время как сейчас все школы, работающие в рамках данной методики, набирают группы учащихся строго согласно уровню и возрасту, и это уже никого не удивляет. И так правильно, и так должно быть. В связи с этим, когда вы выбираете место для изучения языка, проверьте, соблюдается ли это правило, и проводит ли учитель диагностику учащегося на входе для того, чтобы найти ему подходящую группу.

Коммуникативная методика – это, прежде всего, приближение процесса обучения к процессу реального общения. Обучение в ее рамках способствует формированию личности и открытию новых знаний с учетом опыта, мировоззрения, интересов и психологических особенностей детей и взрослых. Иными словами, мы осваиваем новый для нас язык по тем же законам, что и свой собственный, методом погружения в языковую среду, общаясь, выполняя бытовые действия, выражая свои эмоции и чувства, занимаясь творчеством, разучивая стихи и песни. На занятиях мы как бы «проживаем» ситуации и темы, которые проходим.

Основная задача - учитывать то, что занимает ученика в данный момент. Скоро праздник? Урок будет строиться вокруг его тематики. У кого-то день рождения? Прекрасный повод ввести в занятие новую лексику.

Однако, здесь стоит предупредить о следующем. Часто родитель, который приводит ребенка на занятие, видит лишь внешнюю оболочку, а именно учебник британского издательства, песни, которые сейчас можно найти в широком доступе в интернете, игровую деятельность. К сожалению, некоторые образовательные центры сводят преподавание языка к песням и играм (которые являются лишь одним из средств обучения, а не целью) и "обзывают" это коммуникативной методикой. В связи с этим второе правило - посмотрите вглубь процесса, выясните, насколько грамотны ваши педагоги, какие у них есть сертификаты, какое обучение пройдено, насколько они понимают саму философию коммуникативного подхода. Просто взять британский учебник и скачать песню из интернета еще не означает грамотную работу в данном направлении.


Часто, обещанная коммуникативность в обучении на деле таковой не является, и, как следствие, не приносит ожидаемых результатов. Важно учитывать психофизиологические факторы, обеспечивать совпадение мотива и предмета деятельности, учитывать взаимоотношение мышления и речи. Таким образом, коммуникативный подход отвечает на вопрос, зачем ребенок использует английский язык и что он хочет выразить с его помощью, а не сводится к заучиванию тех или иных форм, моделей.

А еще есть такое поистине магическое слово как «носитель языка», которое в сознании родителя отображается как слово «непревзойденное качество», однако это чаще всего не совсем так, потому как кроме языка, должна быть методика преподавания, и выстроенная система процесса обучения, которой не педагог просто не обучен. Да, он будет играть и петь, и разговаривать, и даже работать по учебнику, но системы там, как правило, нет. Более того, большинство носителей ориентированы на краткосрочное пребывание в нашей стране, поэтому мало заинтересованы в долгосрочном результате. И получается, что результатом такой деятельности является формирование лишь отдельных навыков и аспектов языка, как правило, произношения, пополнения лексического запаса и снятия языкового барьера. Кроме того, носители языка очень далеки от реалий современной отечественной школы. Именно поэтому, мы бы рекомендовали читателям в большей степени ориентироваться на языковые уикенды, лагеря, зарубежные поездки с носителями языка. Такая краткосрочная интенсивная работа дает мощный толчок к дальнейшему освоению языка, помогает снять психологическое напряжение при общении, повышает мотивацию. И это третье правило.

Важную роль играет учитель. Он становится для ребенка организатором и советчиком, руководителем и помощником. Такой подход обеспечивает вовлеченность учеников, заинтересованность в процессе обучения и, как следствие, получение положительного результата. Атмосфера доброжелательности помогает освободиться от множества барьеров (в том числе языкового), скованности и неуверенности в себе. Важнее искать хорошего учителя, чем школу с громким именем. И это правило номер четыре.

Найти хороший клуб, студию, школу или центр и грамотного преподавателя – еще не все. У зарубежных авторов есть прекрасное понятие - "active learner" (в вольном переводе – заинтересованный, самостоятельный, активный ученик). Оно предполагает, что помимо занятий необходимо читать книги, посещать встречи, смотреть фильмы и мультфильмы, участвовать в театральной и творческой деятельности, слушать передачи для улучшения навыков общения, играть в игры, выезжать на языковые уикенды и стажировки, интересоваться культурой стран изучаемого языка. Иными словами, проявлять инициативу, выходить самому за пределы школы, класса, клуба. И это правило номер пять.

Коммуникативная методика в сочетании с личной заинтересованностью – лучшее средство с удовольствием выучить любой иностранный язык. Удачи!

Наталья Гончарова
Виктория Ионова
Семейный клуб «Развивашкин»
Московский, 1 мкр, д 23 Д, 6 этаж
Раннее развитие. Методика Гленна Домана
+
Раннее развитие детей. Система Гленна Домана

В настоящее время многие родители предпочитают начинать развивать своих детей с самого раннего возраста, а некоторые даже с внутриутробного возраста. Это хорошая тенденция, однако существует множество методик , и часто родители берутся за ту или иную методику, не отдавая себе полностью отчет в том, какова была задумка автора и какие результаты следует ожидать. Меж тем, мы, взрослые, должны быть шахматистами, то есть просчитывать все на шаг вперед и предвидеть результаты. Если заниматься серьезно, то надо иметь в виду, что некоторые методики предполагают изменение рациона малыша и мамы, а некоторые органично вписываются в распорядок дня любой семьи Мы предлагаем цикл статей, где постараемся привести краткий обзор авторских методик

Методика Гленна Домана

История системы Глена Домана.

Гленн Доман (англ. Glenn Doman) — американский врач-физиотерапевт, автор особой восстанавливающей методики для детей с поражениями нервной системы, которая одновременно является обучающей методикой для всех детей. В 1940 году получил ученую степень по физиотерапии в Университете Пенсильвании. С этого момента Доман изучал потенциал и развитие человеческого мозга, начиная с рождения.

В 1955 году основал Институт Развития Человеческого Потенциала (Institute for the Achievement of Human Potential, IAHP), основной офис которого находится в штате Пенсильвания в Америке, где продолжают работать двое из его троих дтей. Знаменитый врач ушел из жизни в 2013 году.

Система проста и сложна одновременно. Постараемся выделить несколько ключевых моментов:

Согласно утверждению Гленна Домана, каждый ребенок является гением с момента рождения и имеет огромный потенциал развития, но все, что происходит дальше с ребенком, лишь убивает в нем этого гения.

Больше всего на свете дети любят учиться, они любят это больше, чем есть, пить или играть, они направлены на движение и развитие, им необходимо лишь создать условия.

Любому ребенку необходимо 100 % внимания взрослых. На первом месте стоит мама, потом папа и, наконец, любой другой взрослый, который готов уделить им внимание. «МАМА - лучший учитель», и если соединить этот факт с максимальным количеством времени, которое мама готова уделить своему ребенку, то можно получить ошеломляющий результат. В Институте Развития Человеческого Потенциала не случайно первые занятия начинаются именно с этого утверждения. По признанию многих родителей, находящихся в Институте, обучение в рамках данной системы-это огромный труд и удовольствие одновременно, так как никто лучше, чем мама, не знает своего ребенка.

Однако, в силу целого ряда причин и создавшейся системы в социуме в целом, взрослый не способен отдать даже 50 % своего драгоценного времени подрастающему поколению даже в грудном возрасте, а потому взрослые создали и продолжают создавать массу игр и игрушек, что лишает детей этого внимания. Ребенок в возрасте 3 месяцев требует внимания, а взрослый уже приготовил супер-развивающую погремушку, в год ребенка ждет уникальная развивающая каталка, в 1,5 –книга, с которой он может заниматься сам. и т д. Меж тем, для того, чтобы изучить, к примеру, игрушку-погремушку и извлечь из нее все полезное, ребенку достаточно 60 секунд, поэтому в Институте не используют игрушки в силу их бесполезности. В одном из своих выступлений Доман рассказывает про современные игрушки для детей до года с точки зрения получения информации.

Человек получает информацию посредством шести основных органов чувств[1]:

1.глаза (зрение)- все игрушки яркого цвета

2.уши (слух) -большинство игрушек издают какой-либо звук, но не все

3.язык (вкус) -игрушки не имеют вкуса

4.нос (обоняние) - игрушки не пахнут

5.кожа (осязание)- некоторые игрушки имеют неоднородную фактуру и поверхность, но большинство из них гладкие

6.вестибулярный аппарат (чувство равновесия и положения в пространстве, ускорение, ощущение веса) нет

Последнее, что ребенок пытается сделать с игрушкой, прежде, чем выкинуть, это сломать ее и посмотреть, что внутри, однако ввиду соображений безопасности, все игрушки сделаны таким образом, что их практически невозможно сломать ребенку грудного возраста.

Таким образом получается ,что все игры и игрушки сводятся лишь к бесконечному повторению цветов (чаще всего основных цветов) и ограниченному набору звуков, которые могут издавать игрушки и погремушки. Процесс познания оказывается ограниченным рамками безопасности, приличия, комфорта для окружающих и т д

Ребенок интенсивно развивается в первый год жизни, особенно мозг, но он развивается пропорционально использованию имеющегося потенциала, и если не использовать этот потенциал, особенно в первые 12 месяцев жизни, мозг утрачивает целый ряд способностей, которые в нем заложены. Так, детей до года научить читать легче, чем 6-летнего ребенка.

Для того, чтобы научить ребенка, необходимо соблюдать три правила: говорить громко, говорить четко, часто повторять, именно поэтому в основе методики лежат карточки, которые мамы делают самостоятельно, они большие, и все слова, цифры, символы исполнены в красном цвете.

В Институте Домана дети ползают в возрасте 4 недель, учатся читать до того, как они научаться говорить, и уже в 3 года они в состоянии читать Шекспира и читают с удовольствием

Сидеть в классе полдня со сверстниками 5 дней в неделю расценивается как чистая потеря времени

Данная система относится к разряду тех методик, которые вносят существенное изменение в режим семьи. День у мамы должен быть четко распланирован под мини-занятия, карточки готовы в надлежащем виде и очень важным условием является то время, которое отводится на занятия. Карточки нужно показывать быстро, а потом очень быстро, а занятия повторять часто.

Некоторые используют карточки и материалы Домана и просматривают их в том режиме, в котором считают нужным, однако это уже совсем другая история и совсем другие результаты.

Среди тех, с кем родители занимались по методике Глена Домана, есть Нобелевские лауреаты, ученые, писатели. Это люди с неординарным мышлением и выдающимися способностями. Среди моих знакомых также есть «выпускники» данной методики, ребята, которые намного обгоняют сверстников в интеллектуальном развитии, да и просто мыслят по-другому. Такие люди есть и у нас в г Московский. Часто они перепрыгивают через класс, а иногда и два, учатся со старшими детьми. Насколько это нужно Вам и вашему ребенку, решать только вам, а мы рады, если смогли вам рассказать что-то новое.

Методист семейного и языкового клуба «Развивашкин»

Наталья Гончарова

Методика Марии Монтессори
+
Пожалуй, педагогическая система Марии Монтессори – одна из самых популярных методик раннего развития детей в наши дни. Каждая современная мама хотя бы «краем уха» слышала о методе Монтессори и что-то знает о нем. Но чтобы понять, принимаете ли вы для себя, как для родителя, данную методику или нет, необходимо иметь очень четкое и ясное представление о ней.

Мария Монтессори – итальянский врач и педагог, является родоначальником данной системы.

Уникальность метода Монтессори заключается в том, что ребенок самостоятельно решает, чем он будет заниматься в данный момент, с какими пособиями и материалами работать и продолжительность занятий малыш также определяет сам. В Монтессори-группах не бывает медлительных или торопливых детей – здесь просто не существует такого понятия, ведь ребенок развивается в собственном темпе, который выбирает только он сам и никто иной.

Как же это удается? А удается это благодаря специально созданной развивающей среде. Именно правильно подготовленная среда, где все материалы выстроены в четкой последовательности и является основополагающей успеха для самостоятельного развития ребенка. Итак, Монтессори среда состоит из 5 зон:

1. Зона практической жизни – здесь собраны материалы, которые помогают ребенку приобрести навыки самообслуживания. Ребенок учится стирать, готовить, гладить, убираться, ухаживать за растениями, застегивать пуговицы/молнии и т.д.

2. Зона сенсорного развития – материалы, с помощью которых ребенок учится различать свойства предметов, цвет, размер, вес. Развивает слух, обоняние, память.

3. Математическая зона. Здесь ребенок зрительно и тактильно знакомиться с цифрами, арифметическими вычислениями, формулами и символами.

4. Языковая зона – материалы, которые позволяют ребенку изучить буквы, слоги, научиться читать и писать.

5. Космическая зона (естественнонаучная). Материалы, расположенные в этой зоне позволяют получить новые знания об окружающем нас мире и систематизировать те знания, которые уже есть у малыша.

Развиваясь в данной среде, ребенок учится быть самостоятельным, он абсолютно свободен от давления взрослого, он сам принимает решения и несет за них ответственность.

Взрослый (Учитель) в Монтессори-педагогике исполняет роль наблюдателя и наставника, который не вмешивается в процесс, а находится рядом. И только если ребенок сам попросит о помощи, помогает.

Как мы видим, в классической Монтессори среде нет зоны творчества. Мария Монтессори, считала, что развитие детей через творчество пользы не приносит. Она отвергала любое художественное развитие, в частности, рисование, а также различные творческие игры, театр. Таким образом, активно развивая левое полушарие мозга, отвечающее за логику и аналитические способности, правое «творческое» полушарие остается в стороне.

Хочу заметить, что сейчас все больше и больше детских центров, даже тех, кто работает по классическому методу Монтессори, все же включают элемент творчества в занятия. Тем самым развивая оба полушария головного мозга.

Многие люди, которые добились успеха в жизни и стали популярны, воспитывались именно по системе Монтессори. Среди них: актриса Хелен Хант; актер Джордж Клуни; скрипач, обладатель скрипки Страдивари Джошуа Белл; члены английской королевской семьи Принц Уильям и принц Гарри; сооснователи Google Лерри Пейдж и Сегрей Брин.

«Среди известных людей, много и тех, кто воспитывался по другим методикам раннего развития или вовсе без них» – скажут многие. И будут тоже правы. Ведь право выбора - как и с помощью каких методов растить и развивать своего ребенка, всегда остается за родителем. И будет ли наш малыш успешен, счастлив и здоров, во многом зависит от нас самих.


Ольга Клочкова, специалист семейного клуба «Развивашкин»
Развитие через чтение
+
Развитие через чтение

Очень часто приходится слышать упрёки в адрес детей: «Почему он не читает?», «Я покупаю и покупаю новые книги, а они лежат, пылятся…», «У него на уме только компьютерные игры». В чем же причина того, что в наше время, когда книг издается всё больше и больше, когда стали доступными любые авторы и произведения, а библиотеки всё активнее привлекают читателей – дети перестают читать? А может быть, век чтения вообще прошел, и пора переходить к другим способам восприятия информации? И если мы всё-таки хотим видеть в нашем ребенке читателя – с чего начать?

Современный городской ребенок живет в совершенно новой среде – среде электронных устройств и информационных технологий. В обычной квартире сейчас можно увидеть два-три телевизора, пару планшетов и как минимум по одному телефону на каждого члена семьи. Если детям дать выбор: телевизор или книга – он выберет телевизор, игра на планшете или книга – он выберет игру на планшете. И это не удивительно. Целые команды специалистов работают над тем, чтобы телепередача была увлекательной. Художники подбирают привлекательные цвета, звукорежиссеры подключают сюда ритмичную музыку, хорошо обученные актёры говорят поставленными голосами, всё крутится, мигает, переливается… А с другой стороны – небольшой прямоугольный предмет с белыми страницами и несколькими совершенно неподвижными картинками. Да на него никто и внимания не обратит!

На мой взгляд, задача воспитания читателя начинается почти с рождения ребенка. Уже в возрасте нескольких месяцев мы знакомим малыша с книгой, читаем ему, показываем картинки, даем пощупать и полистать страницы. Еще не умея читать, ребенок понимает, что книга – это интересно, время с книгой – это время, которое мама или папа посвящают ему, что именно из этих страниц рождаются истории, сказки, какие-то новые персонажи, ритм стихов или считалок. Малыш, который еще долго не научится читать, уже может сделать осознанный выбор – он просит почитать ему эту книжку, а не другую, из всех сказок выбирает свою любимую, или самую смешную, или с самыми яркими картинками. Нам остается только с уважением отнестись к его выбору и не отказывать ему в этом удовольствии. Замечательно, если вы можете почитать малышу перед сном – он засыпает под убаюкивающий голос родного человека, под череду образов и звуков, где воображение писателя переплетается с его собственным и постепенно сливается с миром снов. А когда же прекращать читать на ночь? В пять лет? В семь? Когда сам научится читать? Дело в том, что даже научившись читать, в первом или во втором классе ребенок еще не настолько хорошо овладевает этим умением, чтобы с удовольствием и пониманием прочитать целый рассказ, сказку или, тем более книгу. Лучше всего дождаться момента, когда вы услышите: «Давай я сам почитаю, мне так интереснее». И даже после этого еще какое-то время вы будете читать по очереди, или снова на неделю вернетесь к прежнему чтению перед сном… Такое совместное чтение – это ваш подарок ребенку, и этот подарок, уверяю вас, не останется без благодарности. Моя старшая дочь сейчас в шестом классе, и до сих пор мы с удовольствием читаем одни и те же книги, обсуждаем их и делимся впечатлениями. Даже в этом возрасте ваше участие может поддержать интерес к чтению, а ваш пример быть стимулом для детей.

В наши дни почти невозможно встретить ребенка 9-10 лет, который бы не умел читать и писать. Но ведь так было не всегда. В одном акте XVI в. из 115 князей и детей боярских могли подписать своё имя только 47 человек (а что уж говорить о крестьянах и их детях). В 1897 г. число грамотных людей, не считая детей до 9 лет в европейской части России составляло 30%. То есть, сегодня все дети к семи или восьми годам должны научиться тому, чего не умели две трети населения сто лет назад.

Как же нам, родителям, помочь в освоении этого непростого навыка? С чего начинать? Мне кажется, что, прежде всего, мы должны формировать интерес к чтению (об этом я писал в первой части статьи) и создавать среду, побуждающую ребенка осваивать новое и чему-то учиться. Если в доме нет книг – то зачем учиться читать? Если малыш не видит родителей за чтением – откуда он возьмёт образец для себя, как читателя? Если в пять лет малыша заставляют садиться и читать - через силу и без интереса, то интерес не появится и в десять лет.

Я уверен, что обучение для дошкольника всегда начинается с игры. В этом возрасте еще, как правило, не формируется учебная мотивация – знания ради знаний, бесполезно уговаривать: «Ты должен учиться, чтобы вырасти умным и найти хорошую работу!» Нет временной перспективы, нет глобальных целей – наши слова растворяются, не вызывая желания учиться, а мы раздражаемся и упрекаем ребенка в лени и недостаточной усидчивости. А что, если вместо этого придумать игру? А через неделю еще одну? Добиться того, чтобы малыш сам начал уговаривать вас: «Давай поиграем в буквы!» На мой взгляд – такой интерес и есть ключ к чтению, равно как и к другим знаниям и умениям.

Начинаем с изучения букв. Кстати, в большинстве букварей буквы не изучают в алфавитном порядке. Напротив, руководствуются принципами чтения и образования слогов, то есть сначала осваивают несколько гласных (а,о,у, и, ы) и несколько согласных, из которых постепенно можно будет составлять слоги и слова. Можно слепить буквы из пластилина и из теста, можно складывать их из пуговиц, бусин или ракушек, можно рисовать их на песке или в коробке с манной крупой. Чем младше ребенок, тем важнее для него тактильные ощущения, возможность «потрогать» букву, сложить слово именно в прямом смысле, а не в переносном. Сложить из карточек, кубиков, из собственноручно слепленных букв. Еще один пример такого изучения букв «на ощупь» - попробуйте рисовать буквы по очереди друг у друга на спине и угадывать их – и весело, и увлекательно, и полезно! Можно взять два кубика без рисунков и написать на одном гласные, а на другом согласные. Если кинуть оба кубика сразу – получится слог, который можно прочитать. Можно дорисовывать буквам руки, ноги и смешные рожицы и придумывать о них сказки. Чем богаче фантазия – тем интереснее и эффективнее обучение.

Сейчас появилось довольно много приложений для телефонов и планшетов, которые могут помочь ребятам научиться читать. Веселые, яркие буквы с анимацией и звуком – я бы сам заново начал азбуку изучать! Только пусть это дополняет, а не заменяет работу с настоящими, объемными предметами окружающего мира. И на первом месте, как всегда – живое общение, участие родителей, бабушек и дедушек, старших детей в этом увлекательном деле


Специалист семейного клуба «Развивашкин»
Михаил Шицевалов
Языковые поездки в страны изучаемого языка
+
Обитатели клуба «Развивашкин» большие любители английского языка и путешествий, и вот уже несколько лет мы с нашими ребятами совместно с учениками одной из языковых школ Москвы путешествуем по странам изучаемого языка.

В мире столько разных программ для школьников и взрослых, что, зачастую, обыватель просто тонет в море рекламы и заманчивых предложений.

Как же определиться и вложить средства с пользой?

На наш взгляд, нужно начинать с понимания потребности и возможности своего ребёнка и сопоставления их с желаниями и амбициями родителей. Родители могут оплатить поездку, будут созданы все условия, с ребёнком будут работать лучшие англоязычные вожатые , ребенок будет посещать рейтинговую школу, а результат будет ....нулевой. Как так получается? Здесь мы имеем дело с несоответствием потребностей ребёнка и родителей. У ребёнка другие интересы. Оценка " 3" по английскому языку его вполне устраивает, он хочет стать футболистом, и английский ему не нужен, по его мнению. Его лучший друг едет в спортивный лагерь, и он тоже хочет присоединиться. И, конечно, мы, взрослые, знаем, что одно другому отнюдь не мешает, наша задача- воспитать разностороннюю личность ,где все качества будут востребованными. Только вот есть одно НО. Начинать работу над личностью нужно чуть раньше, с рождения. Ребёнок будет есть и усваивать то, чем его кормят .Если ребёнок, сидя в коляске, ест чипсы и прочие снеки, гречневая каша навряд ли будет оценена им по достоинству в дальнейшем, если мобильный телефон и планшет заменяет живое общение и чтение детских книг, то зависимость обеспечена ( дети на переменах и на уроках "сидят" в телефонах), если семейные прогулки и экскурсии заменены на бесцельное шатание по двору с тем же телефоном, то у ребёнка формируются определённые вкусы и интересы, которые пронизывают всю его дальнейшую жизнь. Откуда же потом вдруг у него появится интерес к изучению иностранного языка? И здесь важно не запрещать постоянно что-то не делать, а предлагать альтернативу, увлекать другим, внедрять в жизнь нечто новое, полезный опыт себя и других.

Важно выбрать путь развития. Мы знаем детей, которые учатся хорошо в школе, при этом занимаются спортом, рисованием, творчеством, музыкой и все успевают. Это увлеченные дети. И это заслуга родителей. Их мамы не сидели вяло с подружкой на лавочке, пока их дети только научились ходить, они играли с ними в мячик, пели песни, рисовали на асфальте, ходили в развивающие клубы на занятия, заряжая их своей позитивной энергией и показывая многообразие мира. И вот перед нами трехлетний, семилетний, пятнадцатилетний ребенок, который любознателен, способен удивляться, развиваться и радоваться чему-то новому.

Однако, к сожалению, не редкость, к примеру, где-нибудь на Мальте в языковой поездке во время экскурсии слышать, как наши соотечественники лет 12-15 стоят, не слушают экскурсовода, и разговорная речь сплошь состоит из нецензурных выражений и мата. Горько, обидно, жаль упущенных возможностей. Ведь, упустив сейчас, уже не найдешь потом. И это уже совсем иной путь развития.

В связи с этим в свои языковые поездки мы стараемся отбирать заинтересованных детей, не для галочки, не для того, чтобы «порадовать деток», а для удовольствия и пользы одновременно.

Отличительной чертой поездок клуба Развивашкин является следующее:

Мы всегда беседуем с новыми участниками, ищем точки соприкосновения, пытаясь понять в "нашей ли он команде ";

Мы тщательно прорабатываем стандартную программу туроператора, максимально адаптируя её под наших ребят( включаемые дополнительные экскурсии, что-то меняем);

Прибыв на место назначения, мы находимся с ребятами с утра до ночи, монитором процесс обучения и досуга, принимаем участие в совместных мероприятиях;

Оперативно стараемся решить возникающие проблемы, однако даем возможность детям проявить свою самостоятельность.

Говоря о последней, не могу не вспомнить английское слово mature. Его часто можно отнести к тем детям, которые уже умеют формировать свои собственные суждения, готовы к новым впечатлениям, готовы учиться, познавать, впитывать, общаться, анализировать, принимать самостоятельные решения и их выполнять, отвечать за свои поступки. С ними не надо сидеть делать уроки или писать им проекты всю ночь, «трясти» родителей из классной группы вотс ап, спрашивая домашнее задание. С такими детьми путешествовать -одно удовольствие.

Следующий аспект - это уровень владения изучаемым языком на момент поездки. Со мной могут поспорить, но если ребёнок не учил язык или учил один год по обычной программе в школе - в языковой среде ему делать нечего. "Защитники" скажут, что все равно он что-то "впитает". Это "что-то" никак не сопоставимо с затратами и задачами на поездку. Англоязычные учителя в школах жалуются, что очень сложно проводить уроки, если среди учеников есть хотя бы один "нулевичок" .Ребёнок расстраивается сам и расстраивает остальных участников процесса.

Ещё один момент, столь популярен сейчас, это заявление родителей "давайте порадуем наших деток" .Опять же радовать надо с пользой, по теме и в меру .Языковая поездка - это ещё и опыт для детей , соприкосновение с другим менталитетом и ментальностью ,это труд, усилие над собой , соотношение своего "я" с другими "я" .Нужно быть готовым не только к развлечениям и удобствам 5-звездочного отеля, а к каким-то ситуациям, с которыми ты до этого не сталкивался и испытывать огромную радость и гордость, когда ты эти трудности преодолел с помощью языка и навыков общения.

В заключении хочется сказать, что каждая наша поездка по-своему уникальна и необычна ,так как мы сами всегда дополняем экскурсионные программы, ищем интересные достопримечательности , что-то близкое детям.

14 января 2018 года наш клуб побывал в гостях у программы "Открывашка" на радио " Эхо Москвы", где мы как раз обсуждали языковые поездки ,и одна из участниц наших поездок рассказала о том, что дала ей поездка в Ирландию в плане совершенствования языковых навыков и навыков общения. В Ирландии летом 2017 года мы с ребятами размещались в радушных ирландских семьях, обучались в школе ,изучали ирландскую культуру и традиции.

Передачу можно послушать по ссылке https://echo.msk.ru/programs/apriscatole/2127994-echo/

Вернувшись с Мальты, мы предложили детям поделиться своими впечатлениями от поездки. Мы получили следующие отзывы:

Софья, 15 лет :

«….В такой поездке я впервые. Она была интереснее и организованнее, чем я ожидала. Не на каждом подобном обучении предусмотрены ещё и внеклассные занятия с англоговорящими сопровождающими, но у нас они были - это огромный плюс. То есть практика была постоянной, а если мы пытались говорить на родном языке, сразу же делали замечание. Остров красивый, архитектура не привычная для нас, но тоже удивляет красотой.

Отправляясь в языковые путешествия (С ГРУППОЙ) вы в любом случае большую часть своего времени будите говорить на родном языке, потому что ваших сверстников вокруг много, а учителей и организаторов всего человек 10. Если вы серьёзно настроены на изучении английского, то не стоит лишний раз говорить по-русски. Используйте свои возможности по максимуму. В противном случае, 2-х недель обучения вам будет мало.
В таких поездах вам больше понадобится умение говорить, чем знание грамматики. Потому что, помимо школы, где вы будете общаться с учителями только на вашем уровне, вам ещё нужно будет общаться за её пределами с вожатыми и жителями, а здесь уже нельзя будет скромничать. Поэтому советую вам подтянуть разговорные знания перед поездкой. Но, по-моему, главное - не стесняться ошибаться, тогда обучение будет проходить легко и с пользой.»

А как же меняются наши дети, когда возвращаются из поездок? В самую лучшую сторону
Им приходится решать бытовые проблемы на языке в стране изучаемого языка- они становятся более самостоятельными и стрессоустойчивыми;

Им хочется и приходится общаться со сверстниками из других стран- ломается языковой барьер ;
Ребятам нужно высказать свою точку зрения, объяснить ситуацию- они учатся структурировать свою речь, активируют словарный запас;
Хочется извлечь максимум полезной информации из экскурсии- развивают навыки говорения, задают вопросы ,совершенствуют навыки аудирования

Ну а на уроках дома в России таких ребят всегда заметишь. Они более смело, открыто и полно высказываются на предложенные темы, в то время как их сверстники продолжают говорить исключительно в рамках заученных топиков. Говоря о достопримечательностях, они говорят о реальных вещах, которые они видели своими глазами, которые они прочувствовали. Чаще именно эти ребята спокойнее чувствуют себя на итоговых экзаменах и становятся победителями и призерами олимпиад. Так что мы всегда рады новым участникам!

Гончарова Наталья
Генеральный директор клуба «Развивашкин»

Made on
Tilda